Каюм Насыри - татарский ученый и просветитель (1825-1902)

Меню сайта
Наш опрос
Используете ли Вы труды К.Насыри в исследовательских, научных работах
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Похороны
 

Человек болеет. Насколько это возможно, его исце­ляют лекарствами. Множество существует болезней и много есть для них причин. А если уж напала на кого хворь, он ищет подходящее средство для лечения, про­бует все лекарства и заговоры, о которых слышал. Если они не помогают — идет к докторам; в теле одна душа, умирать не хочется. От простуды пьют отвар из липо­вого цветка, шалфея, настой из пастилы калины, делают настойку из древесного гриба, в деревнях пьют чай с малиной. От кашля пользуют нашатырку, лижут квас­цы, От малярии многие пьют полынь, заворачиваются в шкуру волка или медведя, носят за пазухой кусок змеиной кожи — верят, будто лихорадка боится их. Если человек бредит, его лечат заговором; читают семь вечерних молитв или Коран. Если лекарства и заговоры не помогают, человек умирает. От смерти никуда не укроешься. Когда приходит человеку время умирать — зовут муллу. Он читает больному отходную молитву, отпускает ему грехи и выслушивает завещание, если человек еще в силах говорить, К умирающему подходят дети и родственники. Они стоят вокруг него и, плача, приговаривают: «Умирает, умирает,..» Мулла или другой почтенный человек находятся возле больного до тех пор, пока душа его не покинет тело. При этом постоянно повторяют иман, напоминая о вере, и время от времени поят его водой. Обновление имана заключается в том, что больному говорят, напутствуя, изречения вроде: «аллах, аллах», или «нет бога кроме аллаха и Могамет — пророк его» и другие изречения ислама. Нахо­дящийся при смерти больной повторяет эти слова вслух, а если нет сил их произнести вслух, то повторяет про себя. И если уж болезнь неизлечима, человек умирает. Его оплакивают все, причитая при этом: «умер, умер...». Покойника кладут ногами в сторону Каабы; начинают приготовления к похоронам. Отправляют людей копать могилу. Глубиной ее делают в человеческий рост. С той ее стороны, что обращена в сторону Каабы, делают в нижней части могилы боковое углубление для покой­ника—ляхет. Чаще всего покойника обмывает муэдзин, в особенности, если умерший был богатым человеком. Обмывают покойного в специальном лубяном корыте; ноги его при этом обращены к Каабе. Воду поливает помощник. Покойниц моют женщины. После этого покойника заворачивают в саван. Мужчин заворачивают в три слоя, женщину — в четыре. Концы савана у го­ловы и у ног собирают и завязывают узлами, которые в могиле распускаются. Носилки для покойника делают из веток и устилают их древесной корой. На кладбище носилки несут десять человек. К выносу покойника при­ходят мулла и муэдзин. Мулла читает Коран, но не весь, а только те места, которые находит нужными. Если у покойника есть фидия — откуп за грехи,— то мулла не­которое время ходит вокруг него, замаливает его грехи. Каждому умершему, если у него было хоть какое-то богатство, нужна фидия: за недочитанные молитвы, не­выдержанные посты. Затем покойника кладут на носилки, и десять человек, подняв их на руки, несут к тому месту, где будет читаться заупокойная. В мечеть покойника не заносят, а отпевают во дворе мечети или в каком- либо другом месте. Кладут его правым боком к Каабе, мулла становится у груди. Молитва при этом читается несколько необычно: не становятся на колени, не каса­ются головой земли. Заканчивают ее стоя, повторив четырежды: «Аллах акбар»Л Во время отпевания читают салават и еще специальную молитву. Затем покойника несут на кладбище, опускают в могилу и кладут в боко­вое углубление. Для этого в могилу спускаются муэдзин и ближайший родственник. Если есть в том необходи­мость, то спускается еще один человек. Поместив покой­ника в нише и заложив ее кирпичом или досками, засы­пают могилу землей. После того, как могилу разровняют, мулла садится и читает главу лз Корана — Табарак. За­тем стоящим вокруг могилы беднякам раздают милосты­ню, в зависимости от положения умершего. Когда люди расходятся, у могилы остается один мулла, чтобы по­вторить слова имана. Стоя над погребенным, он произ­носит их, чтобы покойнику было легче держать ответ перед вопрошающими ангелами. По религии к нему сразу же после погребения являются два ангела и спрашива­ют: «Кто твой бог? Кто твой пророк? Какова твоя ре­лигия?» Покойник должен ответить теми словами имана, которые ему подсказывает мулла: «Бог мой — аллах, пророк— Могамет, религия моя — ислам».

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz