Каюм Насыри - татарский ученый и просветитель (1825-1902)

Меню сайта
Наш опрос
Используете ли Вы труды К.Насыри в исследовательских, научных работах
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Село Мамадыш

В этих краях есть еще несколько сел с таким же названием. По преданию, все они основаны родными братьями. 5 деревень под одним названием. Одно из сел — Мамадыш-Акилево, другое —- Та- наево, именуемое ещ& Мамадыш-Таугильды. Было еще село Салтыганово, известное как Мамадыщ-Салтыган. Это теперешнее Ищиали-Баши. Русское село Багаево тоже называют Мамадыш-Багаево, так же, как и Мамадыш-Гордеево. Есть еще русская деревня Арсланово, называемое сейчас Мамадыш-Арсланово. Все эти пять сел ведут свое начало от детей одного человека, некоего Джамеда, который прибыл из Булгарского государства и поселился здесь с пятью своими сыновьями и родной сестрой. Село МамадышНекоторые предания говорят, что он прибыл из г. Биляра. Об иных преданиях речь пойдет ниже. Сы¬новья росли, обзаводились семьями и постепенно отде¬лялись от отца. Одного из сыновей звали Маметкол. От него и берет начало теперешнее Мамадыш-Акилево. Второй сын Тавгильде основал Танаево — Мамадыш- Таугильды. От третьего сына Абдулхалика берет начало теперь уже русское село Багаево. Четвертого сына звали Арслан, и он считается основателем русской деревни Арсланово, которая стоит здесь и поныне. Подлинное имя пятого сына, родоначальника села Гордеево, неиз¬вестно. Постепенно три последних села из мусульманских превратились в русские. Сестру Джамеда звали Сагын- дык. Село Салтыган (теперешнее Ишнали-Баши) обязано своим происхождением ей. В «Казанских ведомостях» пишется, будто пятого сына звали Горди, но это неверно. Горди — измененное от «горли» — «грохочет», как прозвали этого человека за его сильный голос. Так, рассказывают, что когда он говорил в Мамадыше, то раскаты его голоса доносились до Ажалей, что в семи километрах от Мамадыша. Об этом свидетельствует мулла Бикмамет со слов своих предков... В селе Танаево жил некто Эже, отпрыск мамадышского рода. У него был сын Бимет, у Бимета — Мухамметкол, у него сын Дамин. Сын Дамина — мулла Амин долгое время состоял здесь имамом. Затем имамом стал его сын мулла Мухаметша, а потом его сын Хасанджан. На кладбище села Танаево стоят три-четыре старых надгробных камня; на одном из них текст не читается вовсе. Мы прочли надписи на них втроем: танаевский мулла Мухаметша, мой брат Габделькави и я. Два других читаются более или менее хорошо, хотя верхняя часть выветрилась, а нижняя ушла в землю. Осталась середина, то есть место, где указаны даты жизни и смерти, а также имя погребенного. На одном из них на¬писано следующее: «В 950 году Акдавлет, сын Уждага эффендй, покинул бренный мир и поселился в доме вечном». Название месяца уже стерлось. Слово «Акдавлет» привлекло мое внимание тем, что имело уже знакомое мне написание. Вместо буквы «к» по произношению того времени была употреблена буква «г». Выходило, что этот камень, а также камень с кладбища села Шигали резал один и тот же умелец. Об Уждага эффендй рассказывают, что это был человек образованный, имел духовный сан и был мударрисом, хотя узнать, где он давал уроки, пока не удавалось. Возраст надписи на этом камне —340 лет, то есть сделана она в 1533 году, в период Казанского ханства. У.другого  камня также сохранилась только середина, по краям буквы не рас познаются, так что прочитать можно только дату и имя. «В году 943  в начале месяца джомадиял ахура Иринджи, сын Ямгуджи..,»— на этом текст обрывается, следующих далее слов «ушел из бренного мира» уже не видно, осыпались буквы; Похоже, что оба камня обрабатывались в одно и то же время. Надписи на втором камне — 347 лет, получается, что сделана она в 1526 году. Имя Ямгуджи — чувашское, оно встречается у чувашей и в наше время, но это отнюдь не означает, что могила чувашская. Дело в том, что в те времена мусульмане были очень тесно связаны с чувашами, многие из которых впоследствии перешли в мусульманскую веру. За чувашей выдавали дочерей, у них брали девушек в жены. Известно, что сто пятьдесят лет назад да и раньше было немало мусульман, носивших русские имена. Встречается такое и в наши дни. В переписях населения предыдущих лет эти люди записывались как крещеные татары, хотя свидетельство, выданное им еще в 1727-е годы, до сих пор не узаконено. И, наконец, о происхождении самого названия Мамадыш. Рассказывают, что как-то один из сыновей Джамеда шел к другому в гости и по дороге встретил прохожего, который спросил, куда он идет. На это сын Джамеда ответил: «Иду к мамадашам»,— то есть к братьям по материнскому молоку. Слово это впоследствии и легло в основу названия Мамадыш. Иные же считают, что сам Джамед происходил из рода Бабадыша. А это было прозвище человека, жившего в старые времена в Булгарах. Есть по этому поводу и другие ле-генды.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz