Бакырчи — одна из самых старых деревень Цивиль- ского уезда. Одному богу известен ее настоящий возраст, но в любом случае он исчисляется не менее, чем семью- восемью столетиями. Когда-то давно жил здесь человек по имени Динмухаммед мулла, умерший древним стар¬цем в 1838 году в возрасте 95 лет. Имел много книг по истории. На полях одной из них он записал имена своих предков до двенадцатого колена. Если даже предполо¬жить, что каждый из них жил только по пятьдесят лет, то сумма получается значительная — 600 лет. А люди в древйостй наверняка жили дольше, и в таком случае деревне это! около тысячи лет. Вот родословная Дин- мухаммета: Дин мухам мед сын Абдурашида!, сына Габ- баса, сына Ураамета, шна ! Тули, сына Тани, сына Дербеш, сына Тюки, сына! Джеркеш; сына Буки. Вышеуюмшутый мулла Ди&мухаммед рассказывал сЬ слов своего деда, что в древние времена Бакырчи располагалась в дремучем лесу у речки Ари,. поэтому и назы¬вается Бакьгрчй-Ари. Бакырчи — не исконно булгарское поселение. Возможно, что предки теперешних; жителей пришли сюда позже. Первоначально была деревня Мук- ши 2-Бакырчи, но жители ее были мусульманами,: Жители села зарабатывали на жизнь ремеслом медников. Отсюда и название: «бакырчи» — медник. И сейчас здесь находят древние полуистлевшие поделки из меди и же¬леза. Люди окрестностей очень долгое время не знали о том, что в глубине леса есть такая деревня, щ о ее существовании могли только догадываться по случайным вещам, сплавлявшимся по Ари. Нынешшга деревня Бакырчи Тетюшского уезда образована выходцами из этой деревни. Она разрослась за счет съехавшихся сюда со всех сторон. На ее кладбище есть один очень древний камень, теперь совершенно стертый временем, но историю его записал в 1855 году Габденнаеыр мулла из Ширдана. Тогда надпись еще можно была ирочитатв. В книге Габденнасыра мы читаем: «На кладбище Бакырчи похоронен Мухаммед Чёляби, время смерти — 939 год: хиджры». Об этом же у него сказано и в другом месте, с уточнением, что умерший был хаджи. По хри¬стианскому летоисчислению дата на камне соответствует 1522 году, то есть относится ко времени, когда еще Казань не была взята. В 1873 году мы с братом Габдель¬на в и и Нигметзяном Щлшт из Кармыша ходили туда, но читать на камне уже было нечего. Большая часть его разрушилась осыпалась, осталась только та, что сидит на земле. По данным Габденнасыра муллы, со времени смерти Челяби прошел уже 351 год. У него же мы встречаем воспоминания; Диимухаммеда муллы,, который якобы слова своего десятого деда передавал так, словно слышал вчера. Нам, к сожалению, не пришлось сидеть с ним на одном меджлисе:—он умер, когда нам бьую совсем мало. лет. А рассказывал уважаемый Динмухаммед следующее: в Цивильскомуезде стоит ныне чувашская деревня Аж-Баба :(Азбаба). Вот в шей-то и жил человек по имени Мухаммед Челяби. Деревня Аж-Баба в те времена была мусульманской, и он несколько лет давал в ней уроки, а затем отправился в святые места. По пути из Мекки он остановился в Стамбуле, прославился среди стамбульских ученых, ж имя его стало известно султану. Пршил тогда в Стамбуле султан Сулейман. Узнав о достоинствах и знаниях Челяйи, он проникся к нему уважением и пригласил преподавать в одном из медресе. Пробы несколько лет в Стамбуле, он сказал себе: «Вера моя велит мне любить отчизну» и отправился домой. После путешествия Мухаммеда Челяйи стали называть Хаджи-Баба, от его имени и пошло название села Аж- Баба. Вернувшись, он увидел, что село погрязло в вероотступничестве, многие смешались с чувашами, стали язычниками. А тут стала одолевать его болезнь, и оставил он тогда своим близким такое завещание: «Когда умру — похороните меня на кладбище в Бакырчи. Эти несчастные почернели — пусть тело мое не останется в чувашской деревне». После его смерти все было сделано так, как он завещал. Как видим, Хаджи-Баба, преподававший некоторое время в Стамбуле, был уважаемым ученым. По свидетельству Динмухаммеда, им было на¬писано несколько книг, но до нас они не дошли. Кроме того, в знак всеобщего признания в Стамбуле Мухаммед Челяби был удостоен высокого звания «челяби»
Бакырчи