Человек болеет. Насколько это возможно, его исцеляют лекарствами. Множество существует болезней и много есть для них причин. А если уж напала на кого хворь, он ищет подходящее средство для лечения, пробует все лекарства и заговоры, о которых слышал. Если они не помогают — идет к докторам; в теле одна душа, умирать не хочется. От простуды пьют отвар из липового цветка, шалфея, настой из пастилы калины, делают настойку из древесного гриба, в деревнях пьют чай с малиной. От кашля пользуют нашатырку, лижут квасцы, От малярии многие пьют полынь, заворачиваются в шкуру волка или медведя, носят за пазухой кусок змеиной кожи — верят, будто лихорадка боится их. Если человек бредит, его лечат заговором; читают семь вечерних молитв или Коран. Если лекарства и заговоры не помогают, человек умирает. От смерти никуда не укроешься. Когда приходит человеку время умирать — зовут муллу. Он читает больному отходную молитву, отпускает ему грехи и выслушивает завещание, если человек еще в силах говорить, К умирающему подходят дети и родственники. Они стоят вокруг него и, плача, приговаривают: «Умирает, умирает,..» Мулла или другой почтенный человек находятся возле больного до тех пор, пока душа его не покинет тело. При этом постоянно повторяют иман, напоминая о вере, и время от времени поят его водой. Обновление имана заключается в том, что больному говорят, напутствуя, изречения вроде: «аллах, аллах», или «нет бога кроме аллаха и Могамет — пророк его» и другие изречения ислама. Находящийся при смерти больной повторяет эти слова вслух, а если нет сил их произнести вслух, то повторяет про себя. И если уж болезнь неизлечима, человек умирает. Его оплакивают все, причитая при этом: «умер, умер...». Покойника кладут ногами в сторону Каабы; начинают приготовления к похоронам. Отправляют людей копать могилу. Глубиной ее делают в человеческий рост. С той ее стороны, что обращена в сторону Каабы, делают в нижней части могилы боковое углубление для покойника—ляхет. Чаще всего покойника обмывает муэдзин, в особенности, если умерший был богатым человеком. Обмывают покойного в специальном лубяном корыте; ноги его при этом обращены к Каабе. Воду поливает помощник. Покойниц моют женщины. После этого покойника заворачивают в саван. Мужчин заворачивают в три слоя, женщину — в четыре. Концы савана у головы и у ног собирают и завязывают узлами, которые в могиле распускаются. Носилки для покойника делают из веток и устилают их древесной корой. На кладбище носилки несут десять человек. К выносу покойника приходят мулла и муэдзин. Мулла читает Коран, но не весь, а только те места, которые находит нужными. Если у покойника есть фидия — откуп за грехи,— то мулла некоторое время ходит вокруг него, замаливает его грехи. Каждому умершему, если у него было хоть какое-то богатство, нужна фидия: за недочитанные молитвы, невыдержанные посты. Затем покойника кладут на носилки, и десять человек, подняв их на руки, несут к тому месту, где будет читаться заупокойная. В мечеть покойника не заносят, а отпевают во дворе мечети или в каком- либо другом месте. Кладут его правым боком к Каабе, мулла становится у груди. Молитва при этом читается несколько необычно: не становятся на колени, не касаются головой земли. Заканчивают ее стоя, повторив четырежды: «Аллах акбар»Л Во время отпевания читают салават и еще специальную молитву. Затем покойника несут на кладбище, опускают в могилу и кладут в боковое углубление. Для этого в могилу спускаются муэдзин и ближайший родственник. Если есть в том необходимость, то спускается еще один человек. Поместив покойника в нише и заложив ее кирпичом или досками, засыпают могилу землей. После того, как могилу разровняют, мулла садится и читает главу лз Корана — Табарак. Затем стоящим вокруг могилы беднякам раздают милостыню, в зависимости от положения умершего. Когда люди расходятся, у могилы остается один мулла, чтобы повторить слова имана. Стоя над погребенным, он произносит их, чтобы покойнику было легче держать ответ перед вопрошающими ангелами. По религии к нему сразу же после погребения являются два ангела и спрашивают: «Кто твой бог? Кто твой пророк? Какова твоя религия?» Покойник должен ответить теми словами имана, которые ему подсказывает мулла: «Бог мой — аллах, пророк— Могамет, религия моя — ислам».
Похороны