Каюм Насыри - татарский ученый и просветитель (1825-1902)

Меню сайта
Наш опрос
Какие труды Каюма Насыри Вы знаете
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
МЕЧЕТИ КАЗАНИ

До царствования Екатерины II в Казани каменных мечетей не было. Были лишь холодные помещения, кое- как сколоченные из досок. Как рассказывает старый Мустафа ага, при жизни Хромого Каратуна 1 в Казани не осталось ничего, похожего на мечеть. Для сотворения намаза мусульмане собирались в ветхих шалашах, крытых древесной корой. После смерти Хромого Каратуна мусульмане почувствовали облегчение. Примерно в 1770-е годы, воспользовавшись приездом в Казань Екатерины II2, самые почитаемые мусульмане города пришли к ней и просили разрешить им построить каменные мечети. Царица Екатерина, приняв прошение казанских баев, дала свое согласие и сама указала место строительства. Она проявила большое великодушие к мусульманам и, бывая среди них, расспрашивала, не терпят ли они беды от русского народа. Мусульмане же, нисколько не жалуясь на русских, отвечали ей: «Слава аллаху, не ведаем никаких мучений». Рахматулла Амирханов рассказывал так: после получения согласия царицы был заготовлен материал и началось строительство здания каменной мечети. В первую очередь были построены мечеть Эффенди и мечеть Баев. Их постройкой с большой поспешностью занялись самые состоятельные баи города, желая как можно скорее использовать благоприятный случай, предоставленный царицей Екатериной II. Но спешка привела к тому, что при закладке здания было неточно определено направление на Мекку,кыбла в обеих мечетях оказалась несколько смещен­ной. (Мечеть должна быть обращена фасадом к святыне мусульман Каабе в городе Мекке.) Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти,обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мече­тей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения». Строительство обеих мечетей было закончено в 1771 году. Первую, как мы уже говорили, назвали мечеть Эффенди, вторую — ме­четь Баев.

...Каменная мечеть известна в народе под названием Голубая. Раньше на ее месте стояла деревянная, кото­рую впоследствии разобрали и перенесли в село Кавал. Голубую мечеть построил Исай Ахмет в 1812 году.

Третья каменная мечеть. Ранее на ее месте также стояла деревянная, построенная человеком по имени Апри в 1769 году. Так называли Абдурашида Мучтукова, сына Мустафы. В 1871 году эта мечеть сгорела и вместо нее бай Садык Бурнаев выстроил каменную, известную под названием Бурнаевской.

В Азимовском, или как его еще называют Заводском, приходе стоит сейчас вторая деревянная мечеть. Первую строил Маджид хаджи а когда она обветшала, вторую построили Азимовы.

Мечеть Базарная построена баем Габидуллой Юну- совым в 1845 году.

Пятая каменная мечеть в наше время входит в при­ход Ахмет хазрета. Раньше, когда на Сенном базаре не было своей мечети, он назывался приходом Сенного базара, Прежде здесь стояла деревянная мечеть. Камен­ную построил Муса бай, сын Салима из Урнаш-Баши в начале XIX века.

Девятая каменная мечеть сейчас известна как ме­четь Джиганши. Выстроил ее покойный Джиганша Усманов в 1868 году, а открыл приехавший по этому поводу его преподобие муфтий. 

Приход каменной мечети в Ново-Татарской слободе называют приходом Мачке, по имени живущего там из­вестного бая Мачке, а мечеть носит название Большой каменной. Построил ее в 1801 году Габдулла бай из Маскары.

Каменную мечеть в Ново-Татарской слободе отстроил в 1802 году Ракый бай. Ее считают мечетью Среднего прихода, а раньше называли приходом Махмуда муллы. Первым имамом был Махмуд мулла, сменил его Абу- бакир мулла, а затем заступил Габдельгафур мулла с одним своим помощником.

Малую каменную мечеть известного сейчас прихода в Ново-Татарской слободе раньше называли мечетью Дамеллы. Построил ее Муса Апанаев. Имамами и му- даррисами в ней были Хамид мулла, Мухаммед дамелла и Шахи хазрет.

Мечеть в слободе Бишбалта прежде была деревян­ной. Новая построена Юнусовыми совсем недавно. Прежние имамы неизвестны, а в последнее время в ней служил Габдельислам мулла.

Не знаю, была ли раньше мечеть в Пороховой сло­боде, но эту построил казанский купец Муса, сын Муна- сиба, известный также под именем Менгер Муса, в 1809 году.Сейчас в Казани и слободах насчитывается 14 мече­тей, которые объединяют 12 тысяч душ мусульман

...Каменная мечеть известна как Новый приход. Рас­полагается она при въезде в Ново-Татарскую слободу. Ее построил благоверный Мухаммеджан сын Назыра в 1874 году.

Мечеть ДжинганшиБазарная мечеть
Мечеть Джинганши

Базарная мечеть

Большая каменная мечетьДеревянная мечеть
Большая каменная мечеть

Деревянная мечеть

Голубая мечеть
Голубая мечеть






Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz