Чапан — одежда Бухары, пришедшая к нам от узбеков. Для его изготовления используют адрас, бикасап, саранчу, бенарис. Как и джилян, он шьется на подкладке иг по краям обшивается шелковым шнурком. Чапай — одежда, свидетельствующая о принадлежности его владельца к мусульманской вере. Его носят мусульманское духовенство, муллы и богачи — во время посещения мечети и меджлисов. Эта одежда очень нарядная.
Для дома специальной одежды не существует, надевают любую. В теплое время — камзол, в холодное — казакин. Иные ходят в башмаках, несмотря на то, что пол застлан ковром или паласом.
Шубы пошиваются различных фасонов. У короткой шубы длина колеблется от талии до колен, более длинную — до щиколоток—называют шубой с тремя фалдами. Она без карманов и надевается вместо тулупа. Для отделки используют бобровый мех или мех выдры. Верх шубы делается из сукна или другого шерстяного материала. Раньше брали адрас и бикасап, но сейчас они выходят из употребления. Застегивается шуба с тремя фалдами, как и казакин, спереди на пять-шесть пуговиц, а от состоятельности каждого зависит, будет ли она лисьей или овчинной. В наше время шьют тулупы из сукна с шалевым воротником. И уж так повелось, чем человек богаче, тем больше у него тулупов, не говоря уже о баях. Вообще татары любят, когда много одежды, и тратят на нее уйму денег. Поэтому на людях можно видеть и очень дорогую одежду. Есть люди, которые имеют по десять шуб, а если брать в целом, то у всех любой одежды не меньше пары. У каждого наверняка не меньше двадцати пяти головных уборов, не говоря уже о штанах и рубашках. Запасаются обувью: две-три пары башмаков, столько же ичигов и кавуш. Таким обр азом, р азличной одежды, включая праздничную, у многих бывает по две-три. В ичиги зимой надевают' теплые шерстяные носки или несколько пар льняных портянок. Сапоги в основном носят люди низкого сословия. Богача в сапогах встретишь очень редко. Поверх ичигов надевают кавуши. Их форма несколько отлична от русских калош. Делаются они из резины или сафьяна и в цене бывают от рубля до трех. Ичиги также делаются из сафьяна. К подошвам ичигов и кавушей для прочности подшивается замша. Из жителей слободы в лаптях никто не ходит.
Что касается остальной одежды, то она бывает самой разнообразной. Уже в наше время можно увидеть такию, отделанную позументом, в цене от трех до ста рублен. Очень хороша на них отделка жемчугом и драгоценными камнями. Иные люди носят каляпуши—бухарскую тюбетейку, заимствованную у узбеков. Само слово «каляпуш» — персидское. «Кал л я» — голова, «пу- шидан» — прикрыть, получается: «прикрытие для головы». Тюбетейка эта делается из определенной шелковой ткани или бархата, обводится по кругу золотым шитьем, а на макушке имеет кисточку. Хорошие каляпуши получаются также из адраса, бикасапа, ситца и других материалов. Шапки бывают самой различной стоимости. В ходу бобровые шапки, лучшие из которых стоят очень дорого. Шьют их из хорошего бобрового меха, снаружи отделывают дорогим бархатом, а изнутри шелком. Встречаются лисьи шапки. Цена бобровой шапки от пяти до двухсот рублей. В зависимости от доходов, носят также шапки из каракуля или данадара. Их на голую голову не надевают, а обязательно на тюбетейку или такию. Раньше можно было увидеть ушанку или малахай,- но сейчас их уже нет. Встречаются мусульмане, которые носят шляпы, хотя привередливые муллы в белых тюбетейках и осуждают их. Шляпы бывают разные. Для тех, кто попроще — белая, побогаче — французская или московская. Но муллам это не нравится, им все равно, какая шляпа. В религиозных книгах мы встречаем запрет, но на шляпы языческие. Носить таковые действительно грех. Но «белые тюбетейки» стоят на своем. Они не понимают толк в шляпах и по незнанию ополчаются на всех, кто носит их. (Об этом у меня есть довольно большой рассказ.)
Носят мусульмане и брюки, которые бывают двух типов. Характерные татарские отличаются от русских широким дном и узкой штаниной. Их навыпуск носить нельзя. В наше время уже шьют и носят навыпуск русские брюки. Лет пять-десять назад никто, кроме меня, таких брюк не носил.
У всех народов женская одежда, как правило, отличается от мужской. И у нас между ними есть существенная разница. Вот предметы женского туалета: платье, штаны, ичиги, башмаки, кавуши, камзол, шуба, душегрейка (кесабике)., платок, шаль, шапка, чулпы, изю из позумента, изю из монет, хасите, воротниковая застежка (яка чылбыры), серьги, браслеты, перстни. Мы перечислили далеко не все, но самое основное. В наше время платье женщины отличается разнообразием ткаг ней и расцветок. Если говорить вообще, то татарские мусульмане всегда любили яркую многоцветную одежду,а темную носили редко. Женское платье шьется длиннным, прикрывающим стопу ноги. Так предписывает шариат. Раньше для кофты и юбки брали материал, различной расцветки, но сейчас этого уже не придерживаются. На платье уходит двенадцать-тринадцать аршин ткани, в зависимости от роста женщины. Некоторые модницы шьют юбки с двумя-тремя оборками, однако, большинство женщин считают такую моду привилегией трактирных девок. Для любой ткани, будь то шерсть или шелк, фасон платья остается неизменным. Спереди для платья делают сверкающее изю. Для него берут позумент или серебряные монеты. Делается это так: нашивается несколько рядов позумента в форме дуги округлой стороной книзу. К примеру, ряд желтого и ряд белого. Затем следующим рядом нашивается лента, на которую нанизываются монеты, а затем идет еще лента без монет. Шею женщины украшает воротниковая застежка. Ею застегивается у горла жесткий воротник из позумента. Застежка эта серебряная с подвесной серебряной цепочкой. Те, кто побогаче, подвешивают к концу цепочки серебряные монеты. Если нет монет, из серебра делают украшение, называемое «челтэр» — ажур. Нечто схожее есть в костюме чувашских женщин, и не от них ли перешло к нам это украшение? Есть у женщин еще и чулпы. Сзади в косы вплетаются лента или тесьма с нанизанными на них полтинниками и четвертаками. Кто сколько может. Побогаче — вешают монеты позолоченные, вправляют в них агат, подвязывают крупные монеты. Штаны, которые носят женщины, не отличаются от мужских. Некоторые женщины надевают под платье кринолин. Однако эта вещь мусульманам не к лицу и многие ее не любят. Если бы они накидывали на голову шаль — тогда другое дело, а то ведь ходят в ча- йШе. Не идет, все равно, что на корове хомут.
Женские камзолы шьют из добротного штофа. Те, кто побогаче; берут самый дорогой. Изнутри утепляют • лисьим мехом или каким-либо другим материалом по желанию. Подол отделывается бобровым мехом шириной >в два-три пальца и обводится позументом. Отделка получается довольно широкой. Камзол делается без рукавов, длиной до колен, иногда с холодным верхом.
Женская шубка шьется из самой разнообразной ткани и мехов. Фасон напоминает мужскую шубу с тремя фалдами. Воротник делается отложной с углами или шалевый. Для него идет мех выдры или бобра. Некоторые надевают русскую шубу, наподобие салопа, но таких немного. Во всей Казани найдется не больше восьми — десяти человек. В этой одежде идут на торжественные вечера или званые обеды.
Еще один вид верхней одежды — кесабике— жилет без рукавов, разновидность женского камзола. Не знаю, откуда пришла к нам эта, сравнительно недавно появившаяся одежда. Верх делается из адраса, бикасапа или другого материала и простегивается на вате. Иногда можно увидеть короткий рукав. Края кесабике отделываются белкой.
Распространенный головной убор у женщин — шапка. Поля и нижний край опушиваются бобровым мехом. Вся шапка расшивается канителью, жемчугом, драгоценными камнями и может стоить очень дорого. Большинство женщин надевают на голову шелковый калфак. Иные носят калфак фабричной работы из бархата. Простой стоит пять-шесть рублей. Но чаще он отделывается золотым шитьем, обшивается дорогим жемчугом и топазами, украшается бахромой и кистью. Такой калфак стоит недешево. На его изготовление идут лучшие сорта бархата. Среди женщин есть много мастериц по изготовлению калфаков. Искусно делают их казанские девушки, украшая жемчугом и драгоценными камнями.
Женские ичиги также отличаются от мужских. Их тачают из отборного сафьяна, расшивают шелком или золотыми нитями. Шьют ичиги из разноцветных кусочков кожи. Обычные ичиги богатой женщины стоят от трех до десяти рублей. Конечно, есть и такие, цена которым пятьдесят копеек серебром, но я о них расскажу позже, а сейчас речь идет об одежде состоятельных. Летом большинство женщин носят туфли, украшенные • золотым или серебряным шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Делаются они с каблучком и с заостренными носками. Некоторые носят кавуши, также богато украшенные шитьем, жемчугом и камнями. Можно встретить и русские полусапожки, подобранные т вкусу женщины.
А теперь попробуем одеть женщину или девушку с ног до головы и посмотрим, во что обойдется вся ее одежда? Вот что надевает жена богатея средней руки, отправляясь в гости: штаны из ситца — полтора рубля; шелковое платье — двадцать пять рублей; изю на платье — по меньшей мере десять рублей; чулпы на волосы с лентами из позумента — двадцать рублей; воротниковая застежка — самое меньшее пятнадцать рублей (жемчужные бусы в наше время уже не надевают). Затем украшение, называемое хасите, накидываемое на плечо и завязываемое под мышками. Вещь дорогая и, если хорошая, то обходится во сто рублей. Поверх надевается камзол, средняя цена которого двести рублей. Затем — калфак, простой или с жемчугом — десять рублей (если шапка, то обойдется еще дороже). Серьги с жемчугом, самые дешевые из которых — двадцать пять рублей; голова накрывается шалью. Простая — пять рублей, шелковая обойдется в пятнадцать. Шуба атласная, подбитая лисьим мехом — самое меньшее пятьдесят рублей. На голову накидывают чапан — пятнадцать рублей; ичиги пусть стоят три рубля, если кавуши, то обойдутся по два рубля. Всего —481 рубль 50 копек!
Джилян Камзол Ичиги