Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Деревня Шигали Здесь в настоящее время живут чуваши, как говорят, крещеные и некрещеные. Расположена деревня вблизи Мамадыша в Цивильском уезде. Раньщё она целикрм была мусульманской, а точнее, в ней проживали чуваши мусульманского вероисповедания. На кладбище Шигали есть сейчас два-три камня, которые можно прочитать с большим трудом. Один из них разломился на три части. Сложив эти части, можно разобрать надпись, сделанную очень тонкой арабской вязью. Мы с Тазетдииом муллой из Мамадыша и с братом Габделькави втроем ездили туда, прочли и записали эту надпись. Надо признать, были в те времена очень грамотные люди. На одном камне высечены следующие слова: «...в сто сорок девятом... сын... Кужайт..; погиб на войне с неверными...» Начальный текст невозможно прочитать, так как камень искрошился и осыпался.А также после слова «сын» не сохранилось имени отца — слова осыпались полностью. Похоже, что резьба на этом камне, а также и на четвертом, о котором речь пойдет позже, была сделана одной и той же рукой. А поскольку на четвертом различаются стоящие рядом слова девять и сто, то, видимо, относятся они к девятисотым годам. Вероятнее всего, надписи сделаны в 949 году, то есть в 1549, во времена взятия Казани. В преданиях мы находим подтверждения этому. В годы, предшествовавшие завоеванию Казани, Иван Грозный часто посылал сюда войска с целью истребления людей. Должно быть, похоронен здесь человек знатного рода, очевидец этих событий. Можно было бы прочитать надписи и по краям камня, но мы не стали вдаваться в подробности, а ограничились выяснением даты и имени. Все-таки полстроки с одного края сохранились очень хорошо. Здесь мы читаем: «Не топчись всю жизнь на одном месте». На другом камне также отчетливо можно прочитать: «В 1026 году в конце месяца зульхиджи Данила, сын Михаила, покинул этот мир». Текст выполнен не выпуклой резьбой, а выемчатой. Похоже, что этот камень, как и камень с поля деревни Джамаш, расписывал один и тот же человек. Возраст надписи — примерно 164 года, то есть сделана она в 1709 году. Не удивительно, что на камне высечено русское имя. Не только тогда, но и сейчас встречаются мусульмане с русскими именами. Вот что рассказал мулла Габден- насыр из Ширдана со слов своего отца муллы Хусейна: «Когда мулла Хусейн был имамом в Ширданах, один из сельчан пригласил его для наречения сына. «Как на-зовём?» — спросил имам.— «Хотим Иваном назвать, хазрет»,— отвечали родители.— «Может быть, дадим другое имя?» — засомневался имам. Но родители стояли на своем: «Ивана абзы из Бурабии знаете, хазрет? Очень богатый человек... Хотим, чтобы и наш сын стал таким же». После этих слов мулла возражать не стал и согласился наречь ребенка Иваном. Теперь о третьем камне, надпись на котором выведена также выемчатой резьбой и, как мы предположили, выполнена тем же человеком, что и на втором. На нем выбиты следующие слова: «В тысяча сто тридцатом году сын Бикбулата хаджи Мирза покинул этот мир». Дата написания —1713 год, то есть возраст захоронения — 160 лет. И, наконец, четвертый камень, который, как и первый, выполнен изящным шрифтом: «В году девятсот пятидесятом сын хаджи Шиш погиб на войне с неверными». Этому камню 340 лет. Поставлен он был давно, еще до взятия Казани, примерно в одно время с первым камнем. По-видимому, в этих краях частыми были бои, о чем свидетельствуют камни, стоящие на могилах людей, погибших в этих боях. Вероятнее всего, что люди эти принадлежали к сословию богачей или к духовной знати. Об этом говорит красота отделки и совершенство письма на камнях.
|
Календарь | « Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|