Каюм Насыри - татарский ученый и просветитель (1825-1902)

Меню сайта
Наш опрос
Используете ли Вы труды К.Насыри в исследовательских, научных работах
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Некрологи и могильные камни

Или несколько слов о выдающихся людях и ученых прошлого, а также замечания о некоторых могильных плитах.

Мулла Габденнасыр аль Курсави — духовный на­ставник и учитель деревни Курса Казанской губернии и уезда — поистине один из заслуживающих уважения ученых эпохи, приобретший известность как не чуждый новых веяний мулла. Любое свое суждение стремился он вынести из Корана, в соответствии с ним творил суд справедливости. При этом повторял: «Не прошли еще времена познания нового, и пусть каждый сообразует свои действия согласно разуму и воле. Постыдно следо­вать общему потоку мысли». И еще будто бы заявлял: «После ученого Тафтазани человека, подобного мне, не бывало на свете. У муллы Курсави множество трудов и статей. Одна из них — комментарии к книге «Гакаид эн-насфи», где в отличие от других трудов по правове­дению сказано, что «свойства бога воплощены в сущ­ности самого бытия». Это высказывание вызвало оже­сточенные нападки со стороны бухарских ученых. Когда крамольные мысли дошли до самого эмира, он приказал вывести муллу Габденнасыр а на. площадь суда и под­вергнуть мучительным пыткам. Друзья и единомышлен­ники обступили его с уговорами, откажись, мол, от своих слов, иначе лишишься головы. Окруженный палачами с саблями наголо, мулла Габденнасыр отказался от ска­занного и только так заслужил прощение эмира. Мысль, возмутившая правителя Бухары и ученых, заключалась в том, что он писал: «Поиски и нахождение истины кро­ются не в слепом поклонении верованиям и идолам древности, а в критическом их осмыслении вплоть до исключения ненужных из них, ибо это свойство и право человека, данные ему богом. Нельзя веровать по-ста­рому». Звучат они и в комментариях к «Хафтияку ша­рифу» — книге, широко известной и читаемой в народе. Напечатана она в 1863 году.

Помимо этих трудов есть у него еще ряд произведе­ний. Например, сочинение о вечерней заре — шафак. Начинается оно словами о том, что «все многочисленные упоминания аллаха в Коране есть не что иное, как еди­ная восхваляющая его молитва». В конце имеются за­писи о намазе  «ясту» — молитве, совершаемой после вечерней зари. Содержание записей сводится к сле­дующему: «Человек должен трудиться во всю меру своих способностей. Труд — знамение времени. Нет кон­ца эпохе деятельности».

Родился мулла Габденнасыр аль Курсав примерно в 1765 году. Умер от чумы в 1813 году в Стамбуле во время паломничества в Мекку. В один день эпидемия унесла десять человек, прибывших сюда из Казани. Говорят, что многие из них были учениками Габденнасыра. До этого ученый много лет преподавал в родном ауле.

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz