Или несколько слов о выдающихся людях и ученых прошлого, а также замечания о некоторых могильных плитах.
Мулла Габденнасыр аль Курсави — духовный наставник и учитель деревни Курса Казанской губернии и уезда — поистине один из заслуживающих уважения ученых эпохи, приобретший известность как не чуждый новых веяний мулла. Любое свое суждение стремился он вынести из Корана, в соответствии с ним творил суд справедливости. При этом повторял: «Не прошли еще времена познания нового, и пусть каждый сообразует свои действия согласно разуму и воле. Постыдно следовать общему потоку мысли». И еще будто бы заявлял: «После ученого Тафтазани человека, подобного мне, не бывало на свете. У муллы Курсави множество трудов и статей. Одна из них — комментарии к книге «Гакаид эн-насфи», где в отличие от других трудов по правоведению сказано, что «свойства бога воплощены в сущности самого бытия». Это высказывание вызвало ожесточенные нападки со стороны бухарских ученых. Когда крамольные мысли дошли до самого эмира, он приказал вывести муллу Габденнасыр а на. площадь суда и подвергнуть мучительным пыткам. Друзья и единомышленники обступили его с уговорами, откажись, мол, от своих слов, иначе лишишься головы. Окруженный палачами с саблями наголо, мулла Габденнасыр отказался от сказанного и только так заслужил прощение эмира. Мысль, возмутившая правителя Бухары и ученых, заключалась в том, что он писал: «Поиски и нахождение истины кроются не в слепом поклонении верованиям и идолам древности, а в критическом их осмыслении вплоть до исключения ненужных из них, ибо это свойство и право человека, данные ему богом. Нельзя веровать по-старому». Звучат они и в комментариях к «Хафтияку шарифу» — книге, широко известной и читаемой в народе. Напечатана она в 1863 году.
Помимо этих трудов есть у него еще ряд произведений. Например, сочинение о вечерней заре — шафак. Начинается оно словами о том, что «все многочисленные упоминания аллаха в Коране есть не что иное, как единая восхваляющая его молитва». В конце имеются записи о намазе «ясту» — молитве, совершаемой после вечерней зари. Содержание записей сводится к следующему: «Человек должен трудиться во всю меру своих способностей. Труд — знамение времени. Нет конца эпохе деятельности».
Родился мулла Габденнасыр аль Курсав примерно в 1765 году. Умер от чумы в 1813 году в Стамбуле во время паломничества в Мекку. В один день эпидемия унесла десять человек, прибывших сюда из Казани. Говорят, что многие из них были учениками Габденнасыра. До этого ученый много лет преподавал в родном ауле.