В наше время в обучении детей наблюдается некоторая бессистемность. Надо бы упорядочить это дело. Короче, едва ребенок начнет сознавать себя, необходимо позаботиться о том; чтобы он не привыкал тратить время на бессмысленные занятия и игры; нужно дать ему бумагу и карандаш — пусть рисует буквы, если даже он пока не имеет о них понятия. Бывают дети, которые сами, без подсказки, берут карандаш, бумагу и пытаются изобразить пароход или петушка; другие, найдя кусок дерева, принимаются мастерить из него игрушку. Это свидетельствует о способностях. Не следует запрещать такие занятия, пусть мастерят, что хотят. В этом нет ничего предосудительного. Однако некоторый дети охотное проводят время со сверстниками но дворе, где они играют в «колечко», «бабки», гоняют голубей. Надо запрещать такие развлечения. Они приучают лишь к праздности и лени. Озорничая на улице с кем попало, дети слышат непотребные слова, привычка к безделью укореняется в них, они перестают слушаться родителей и учителей, а когда безделье стало привычкой, отучить от него нелегко. Такого ребенка не следует ласкать. Нужно строго взыскивать за дурные поступки и дерзость. Потом следует определить его в медресе к хорошему учителю и, когда научится читать, засадить за книги. Пусть как можно больше читает на тюркском языке. Не имеет смысла торопить его с чтением арабских книг. Пусть читает всякие книги, даже малоизвестные, набирается опыта, глубже постигает родной язык. При обучении письму также нужно придерживаться определенного порядка, уделять ребенку много внимания, пользоваться лучшей методикой. Нет пользы переписывать предложения, подобные следующему: «Сначала купил пять голов заячьих шкур». Будет лучше, если ребенок каждый день станет переписывать по одному небольшому рассказу нравоучительного свойства, или что-нибудь из учебника, повторяя таким образом пройденное. Нужно настойчиво добиваться, чтобы ребенок старательно выводил буквы, даже если он не знает всех правил их написания. Но причине неверного обучения в детстве некоторые люди пишут так, что буквы у них на буквы не похожи,почерк и вовсе ни на что не похож. Не следует ли небрежность на письме расценивать как неуважение к буквам, ибо мы пользуемся алфавитом,, которым записаны священные слова Корана, следует относиться к нему с благоговением. А уж после этого следует приступить к чтению несложных по содержанию арабских книг. После прочтения книги, (арабской ил и тюркской — безразлично), нужно спрашивать, о чем в ней повествуется, добиваться умения пересказать .ее суть. Пусть учитель знает, какое впечатление произвела книга на ученика. Есть большая польза в развитии; навыков устного рассказа. При обучении правилам письма также необходимо добиваться, чтобы ребенок умел излагать написанное устно. Многим из тех, кто окончил медресе, не под силу составить письмо в пять-шесть строк, потому что они не получили простейших знаний. Когда ребенок будет в состоянии воспринимать более сложные понятия, очень полезно ознакомить его с морфологическими и синтаксическими терминами, с подлежащим, сказуемым, словами, подчиненными и подчиняющими; если бы видные ученые и опытные учителя в медресе обратили на это внимание и составили небольшую грамматику, это была бы хорошая помощь детям, которые не могут подолгу учиться в медресе. Самые важные из правил морфологии и синтаксиса можно усвоить за короткое время.
В местах, где обучение ведется на русском языке, а также в школах надо бы понемногу разъяснять детям грамматические понятия. Если ребенок проявил в медресе большие способности к наукам или ремеслам, было бы ошибкой забрать его оттуда, говоря: «Поучился — хватит, все равно муллой ему не быть».
Нам не следовало вторгаться в область вопросов, которыми должны заниматься ученые и преподаватели медресе. Если что не так — просим извинить...