Много обычаев связано с тем периодом, когда человек, достигая определенного возраста, женится или выходит замуж. Здесь мы поведем речь о сватанье невесты и свадьбе в среде слободских жителей. Об обычаях сельских жителей мы расскажем немного позже. Итак, женитьба протекает следующим образом. Молодой человек, у которого появилось желание жениться, начинает заходить в мечеть на намаз. Помню, когда я жил в мед ресе, мы с товарищами не раз предугадывали близкую свадьбу, замечая, что такой-то парень зачастил в мечеть на: намаз. И действительно, через некоторое время мы узнавали о его свадьбе. Есть среди женщин старушки- свахи. Они ходят по всем домам и высматривают, у кого есть девушка на выданье или парень, которому подошло время жениться. Узнав о желании юноши жениться, сваха идет к родителям девушки, чтобы замолвить за него словцо, и, есди они согласны выдать дочь, сообщает об этом родителям юноши, его родственникам или ему самому. После этого отец жениха направляет в дом девушки' сватов с просьбой отдать ее в жены сыйу. Бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа. Однако не всегда все складывается так просто. Каждый слобожанин стремится выдать свою дочь за человека покладистого, владеющего хорошим ремеслом. И, если вернуться к сказанному, то сватам приходится довольно долго улаживать дела между двумя сторонами, добиваясь согласия родителей жениха и невесты, и при этом не жалеть слов для восхваления достоинств молодых. Наконец, договорившись о невесте и отдав часть ее приданого, преподносят свату колак суюнчесе — подарок за радостную весть и подробно обговаривают условия свадьбы. При этом решается: каков будет калым, каково приданое девушки, какие подарки будут сделаны невесте со стороны жениха и жениху со стороны невесты, кто из родственников обеих сторон должен быть одарен подарками. Все это уточняется заранее. Затем готовят небольшое застолье и принимают ижаби — согласие вступающих в брак в присутствии имама. Это еще не празднование никяха Ч Торжество называют меджлисом ижаби и оно всегда предшествует меджлису никяха. Следующие несколько дней проходят в заботах по приготовлению свадьбы. После того, как все необходимое будет сделано, за день до свадьбы рассылают гонцов с устным приглашением или здписками, Записка может быть отпечатана или написана от руки. Содержание ее примерно таково: «Мы, такие-то, сыновья таких-то, просим такого-то числа, в такой-то час, пожаловать на меджлис никяха». Мы уже говорили о принятии ижаби. Вот в чем заключается его суть: имам, к примеру, спрашивает у отца девушки: «Ты, такой-то, сын такого-то, отдал ли ты свою дочь в жены сыну такого-то?» Отец отвечает: «Отдал». Тогда имам обращается к отцу жениха: «Ты, такой-то, сын такого-то, взял ли за своего сына дочь такого-то?» Тот говорит: «Взял». После этих вопросов следует фатиха V Смысл ее станет понятным, когда речь пойдет о меджлисе никяха. После принятия ижаби до свадьбы остаются считанные дни. А еще раньше в доме жениха устраивается небольшой меджлис. На него приходят только женщины, которые рассматривают подарки, предназначенные для невесты. Угощение бывает очень щедрым. Каждая женщина приносит свой подарок или деньги. Дарить начинают в тот момент, когда показывают платье невесты. Кроме денег, дарят отрезы шелка, ситца и прочее. Итак, после того, как пройдут все названные меджлисы, начинается свадьба.
Сватанье девушки